Советский многоразовый транспортный космический корабль «Буран»

Советский многоразовый транспортный космический корабль «Буран»

Разработчик: Леонид Черкашин
Инструкция: прилагается
Масштаб 1/96

«Буран» — первый и последний советский многоразовый космический корабль, совершивший свой единственный полёт в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Является частью системы «Энергия-Буран».

В 1960-х годах американские военные начали работу над ракетопланом «Дайна-Сор». Советским ответом на него стали проекты по созданию воздушно-космических и орбитальных самолётов. Одним из таких проектов была «Спираль» — система, состоящая из гиперзвукового самолёта-разгонщика и орбитального самолёта. Но падение интереса американцев к космическим ракетопланам повлекло фактическое прекращение работ по этим проектам.

В 1972 году объявляется начало работы над «Шаттлом», который планировалось запускать несколько десятков раз в год (в реальности «Шаттлы» запускались гораздо реже). На его полном копировании настаивало руководство ВС СССР: к тому времени разведка сумела добыть много информации по кораблю.

«Шаттлы» выводились на орбиту с помощью мощных твердотопливных ускорителей, но в СССР таких ракет разработать не удалось. Тогда конструкторы решили использовать жидкостные ускорители, работающие на керосине.

Министр обороны Дмитрий Устинов в ультимативной форме требовал, чтобы система «Энергия — Буран» была максимально пригодной к повторному использованию, поэтому конструкторы вынуждены были заняться этой проблемой. Формально боковые ускорители числились многоразовыми, но по факту не могли использоваться повторно из-за того, что ускорители падали не в океан, а в степь, и их конструкция разрушалась.

Технические характеристики корабля «Буран» имеют следующие значения:

Длина — 36,4 м;

Размах крыла — 24 м.

Высота корабля, стоящего на шасси, — 16,5 м,

Стартовая масса — 105 т при максимальной массе полезного груза;

Грузовой отсек шириной 4,7 м, длиной 18,55 м и объёмом 350 м³ вмещает полезный груз массой до 30 т для доставке на орбиту, до 20 т для возвращения.

В носовой отсек «Бурана» вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа, для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части аппаратуры, для обеспечения полёта в составе ракетно-космического комплекса, автономного полёта на орбите, спуска и посадки. Объём кабины составляет свыше 70 м3.

«Буран» имеет треугольное крыло с двойной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие после возвращения в плотные слои атмосферы и при посадке — руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.

Две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Выполняется манёвр возврата или выхода на одновитковую траекторию.

Впервые в практике двигателестроения была создана объединённая двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления и так далее.

Бортовой комплекс управления на основе компьютера ЕС ЭВМ 2 (архитектура IBM System/370) содержал около пятидесяти программных систем. Часть системных команд ЕС ЭВМ 2 не была реализована, но добавлены оригинальные команды общего назначения. На борту корабля находилось два комплекта БЦВМ «Бисер-4» (элементная база — микропроцессор К582) по четыре аппаратно-параллельных компьютера и аппаратного компаратора, допускающего автоматическое отключение подряд двух компьютеров в случае аварийных результатов (4 основных + 4 резерв). Для сравнения, КК «Space Shuttle» в 1980 году имел квадруплексную БЦВМ с трёхкратным аппаратным резервированием на основе вычислителей семейства IBM System/4 Pi.

При разработке программного обеспечения (ПО) для наземных систем космического корабля использовались технология структурного проектирования программ с использованием языка ДИПОЛЬ, а для решения задач моделирования использовался язык ЛАКС. ПО БЦВМ и Операционная Система (ОС) были написаны на языках ПРОЛ2 (по мотивам языка ПРОЛОГ) и Assembler/370. В разработке ПО была широко использована концепция R-технологии (R-машина и R-язык), с использованием системы автоматизации программирования и отладки САПО. Применение компьютерных технологий, разработанных в СССР, позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объёмом около 100 Мб. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает его аварийное возвращение на землю в автоматическом режиме.

Первостепенное значение для успешного преодоления гравитационно обусловленных термических и пневматических нагрузок, возникающих при прохождении корабля в плотных слоях атмосферы, имеет его защитная обшивка. Ряд научно-исследовательских организаций страны получил задание по разработке огнеупорных материалов, соответствующих в характеристиках стойкости этим экстремальным техническим условиям. Институту химии силикатов (Ленинград), в числе других учреждений выполнявшему эти работы, была доверена роль их координации, а общее руководство осуществлял физико-химик М. М. Шульц. Для теплозащиты «Бурана» был разработан новый материал на основе кварцевых волокон, из которого было изготовлено около 40000 белых и чёрных полых плиток, которые установили на поверхности «Бурана». Сильнее всего нагревавшиеся участки поверхности «Бурана» покрыли другим новым материалом, гравимолом, на основе углеродных волокон, способным выдерживать температуру до 1600 °C. Полная масса теплозащиты «Бурана» была примерно 9 тонн.

«Буран» совершил свой единственный полёт в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Полёт корабля длился 205 минут (что почти в 2 раза больше, чем полёт Гагарина), в ходе чего совершил 2 витка вокруг Земли и приземлился на аэродроме «Юбилейный» (рядом с космодромом «Байконур»).

Первые четыре полёта корабля должны были проводиться в беспилотном режиме, следующие четыре планировалось проводить в пилотируемом режиме.

В 1989 году НПО «Энергия» разработало каталог «Научно-технические достижения по системе „Энергия — Буран“ — народному хозяйству», в котором приведены около 600 предложений, реализация которых могла бы дать экономический эффект около 6 млрд руб. (в ценах 1989 года).

Но общий спад и развал российской промышленности самым непосредственным образом отразился на проекте «Энергия — Буран». В 1992 году было принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела.

Развертки и инструкцию по сборке бумажной модели космического корабля «Буран» можно скачать в виде pdf-файла, прикрепленного ниже. Печатаем развертки на фотобумаге или ватмане и собираем согласно инструкции. Для защиты от пыли и загрязнения можно предварительно покрыть листы с выкройками лаком для волос из баллончика (лучше всего подойдет лак сильной фиксации), также можно покрыть им и уже готовую модель, даже предварительно ее не обрабатывая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: