Европейский космический телескоп COROT

Разработчик: CNES
Инструкция: присутствует
Масштаб 1/23

COROT ( COnvection ROtation and planetary Transits) — космический телескоп, созданный усилиями Национального центра космических исследований Франции (CNES), при участии Европейского Космического Агентства, а также научно-исследовательских центров Австрии, Испании, Германии, Бельгии и Бразилии. Основной задачей телескопа являлся поиск экзопланет, в том числе и планет земного типа. Другой задачей телескопа являлось изучение внутреннего строения звёзд.

COROT наблюдал за изменением светимости звезды, регулярно возникающим при прохождении перед ней планеты (транзитный метод). В ЕКА полагают, что большая часть из открытых COROT планет окажется так называемыми горячими юпитерами, которые составляют большинство из известных на сегодня экзопланет. Однако чувствительность прибора достаточно высока для того, чтобы зарегистрировать каменистые планеты, но только те из них, которые в несколько раз больше Земли. Ожидалось, что во время миссии будет открыто от 10 до 40 «твёрдых» планет и несколько десятков горячих юпитеров.

COROT также занимался астросейсмологией. Он мог регистрировать изменения яркости света, вызываемые акустическими волнами, прошедшими через поверхность звёзд. Эти измерения позволят вычислить массу звезды, её возраст и химический состав. Такой метод уже применялся на аппарате SOHO для изучения условий внутри Солнца.

Находясь на орбите, телескоп COROT мог наблюдать за выбранным участком неба непрерывно в течение 150 дней. Дважды в год, чтобы Солнце не мешало наблюдениям, телескоп будет поворачивался на 180° в плоскости, перпендикулярной его орбите, при этом аппарат был летом обращён к центру Млечного Пути (область созвездия Змеи), а зимой от него (область созвездия Единорога). Каждые полгода COROT перенацеливался на другую область звёздного неба и начинать новый цикл исследований. Между этими периодами наблюдения в течение 30 дней COROT производил наблюдение пяти других участков неба. Программа состояла из шести циклов общей протяжённостью в 2,5 года.

В каждой области наблюдения была одна главная звезда для астросейсмологического исследования и до девяти вторичных целей. В итоге была зафиксирована яркость для 120 000 звёзд со звёздной величиной превышающей 15,5 на предмет изучения экзопланет. Ожидалось, что результатом проекта будет обнаружение нескольких десятков планет.

Следует учитывать, что COROT был способен обнаружить только те планеты, которые в несколько раз больше Земли. Он не был предназначен для поиска обитаемых планет, а для обнаружения планет, на которых жизнь возможна (обитаемая зона). Также надо учесть, что COROT мог наблюдать только небольшой процент планет в пределах своей зоны чувствительности, так как только небольшая часть планет будет пересекать диск своей звезды под углом, доступным для наблюдения. Ожидалось, что за планетными системами, обнаруженными в течение миссии будут продолжены наблюдения будущими аппаратами проектов Дарвин и Terrestrial Planet Finder.

Спутник был изготовлен на базе платформы Proteus, впервые опробованной в составе КА Jason-1. На орбиту COROT вывела модернизированная ракета-носитель «Союз 2-1Б» с разгонным блоком «Фрегат».

Аппарат был запущен с космодрома Байконур 27 декабря 2006 года в 17:23 по московскому времени. В ночь с 17 на 18 января спутник был развёрнут на орбите и приступил к подготовительному этапу (тестирование систем, калибровка и т. д.).

3 мая 2007 COROT начал свой список с открытия планеты, названной COROT-1b. Также была зарегистрирована астросейсмическая активность родительской звезды планеты. В соответствии с ожиданиями, планета была отнесена к классу горячих юпитеров. Радиус COROT-1b в 1,78 раз превышает радиус Юпитера. Планета обращается вокруг жёлтого карлика, с периодом примерно 1,5 земных суток. Звёздная система удалена от нас на 1 500 св. лет и расположена в созвездии Единорога. Существенно то, что параметры звёздной системы были определены с ранее недоступной точностью.

14 июня 2010 года объявлено об открытии ещё шести экзопланет и одного коричневого карлика миссией COROT. Планеты получили обозначение — COROT-8b, COROT-11b, 12b, 13b и 14b, коричневый карлик COROT-15b.

20 июня 2013 года миссия была официально объявлена завершенной, 17 июня 2014 года спутник был выключен.

Развертки и инструкцию по сборке бумажной модели космического телескопа COROT можно скачать в виде pdf-файла, прикрепленного ниже. Печатаем развертки на фотобумаге или ватмане и собираем согласно инструкции. Для защиты от пыли и загрязнения можно предварительно покрыть листы с выкройками лаком для волос из баллончика (лучше всего подойдет лак сильной фиксации), также можно покрыть им и уже готовую модель, даже предварительно ее не обрабатывая.